Урочище и городище «Кузькины караваи» находятся на краю оврага рядом с селом Кривая Грань, также известным как Советские выселки. Городище представляет собой руины древнего мордовского поселения, которое существовало в период с IX по XIII век.
Площадка городища имеет овальную форму и занимает площадь примерно 100 на 70 метров. Она окружена двумя валами и двумя рвами. Внутри площадки можно увидеть следы жилищ, хозяйственных построек и даже кузницы.
Общие сведения и местонахождения урочище «Кузькины караваи»
- Название: Урочище и городище «Кузькины караваи»
- Тип объекта: Археологический памятник
- Местонахождение: Кстовский район, Нижегородская область
- Время возникновения: IX-XIII века
- Культура: Мордовская
История местности
В середине XIX века на месте городища возникло урочище, связанное с именем самопровозглашенного мордовского «Кузьки-бога» Алексея Красовского. Красовский проповедовал свои учения, сидя на большом старом дубе, который рос на территории городища.
Археологические исследования
Археологические исследования на городище «Кузькины караваи» проводились в 1950-х годах. В ходе раскопок были обнаружены фрагменты керамики, орудия труда и другие артефакты мордовской культуры.
Современная история и предания урочища
«Кузькины караваи»
В настоящее время урочище и городище «Кузькины караваи» являются памятником археологии. Территория городища заросла лесом, но его валы и рвы хорошо сохранились.
С урочищем и городищем «Кузькины караваи» связано множество легенд и преданий. Одна из них рассказывает о том, что Алексей Красовский спрятал на территории городища клад, который до сих пор не найден.
Есть в Нижегородской области такая деревня Макраша. Рядом с этой деревней есть древнее урочище и городище «Кузькины караваи». И находиться оно на краю оврага вблизи села Кривая грань. Это советские выселки.
По рассказам Нижегородских археологов, в середине 19 века, некий Алексей Красовский провозгласил себя посланником бога. Бог изжил себя, а на место его поставлен Кузьма Алексеевич. И будет мордва процветать и властвовать — рассказывал и внушал Алексей Красовский местным жителям.
Проповедовал Кузьма Алексеевич, он-же самопровозглашенный мордовский «Кузька-бог» сидя на большом старом дубу, который один из многих произрастал на месте древнего мордовского городища.
Приходили к нему жители из местных деревень Макраша, Малое и Большое Сескино, и устраивали массовые молебны.
Также обращались к нему и за помощью. Пропала корова — кузька бог поможет. Но прежде чем обратиться к нему, давали вознаграждение — монетку, или другую вещь.
Корову воровали его преданные. Спрячут в лесу, а Кузьма ждёт когда к нему придёт хозяин с просьбой помочь и рассказать где корова.
Заберется Кузьма высоко на дерево, на старый дуб у городища, и указывал рукой в какой стороне искать корову. Так и обогатили этого мошенника.
Однажды Кузьму Алексеевича схватили и отправили в темницу, которая находилась у Макарьевского монастыря лысковского района. Но ему удалось сбежать. Сбежал кузьма, и вернулся на свою молебную поляну, и созвал он жителей на защиту свою от властей.
Археологи утверждают, что в этот момент собралось более 2000 человек. перекрывали все дороги и подходы к поляне деревьями, создавали завалы непроходимые для лошадей. Но это не помолго. Схватили Кузьму второй раз, и с этого времени его больше никто не видел. А только остались слухи, что схрон его остался спрятанный в районе городища, и воспользоваться им он не успел.
Многих обманул Кузьма. И у многих он до сих пор в головах сидит. Например самые пожилые жители ближайшей деревни Малое Сескино до сих пор говорят, А кузька то жив и живет он там, далеко в лесу на краю оврага. Состарился он и ноги его не ходят. Поэтому и не видно в деревне его. Хотя прошло уже больше 150 лет.