Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Зинаида Ермольева — микробиолог которая изобрела первый советский пенициллин

В свои 20 лет микробиолог по имени Зинаида Ермольева сделала первое важное открытие, которое помогло преодолеть холеру. А во время войны изобрела пенициллин который спас от смерти тысячи раненых.

Советский Зинаида Ермольева

Зинаида Виссарионовна Ермольева родилась 27 октября 1898 года в многодетной семье на хуторе Фролов.

Её отец — Виссарион Васильевич — был старшиной у казаков. В 1909 году отец умер, и детей пришлось выращивать одной матери — Александре Гавриловне.

Мариинскую женскую гимназию Зинаида окончила на отлично. Она мечтала выучиться на доктора.

Клятва Зинаиды перед созданием пеницилина

Девушке очень нравилась музыка Чайковского. Когда она узнала, что он умер от холеры, то поклялась, что изобретёт лекарство от этой болезни. Ермольева поступила в медицинский университет, там она не только отлично училась, но и проводила много времени в лаборатории, изучая микробиологию. После окончания университета девушку оставили ассистенткой кафедры микробиологии, изучать болезни и их причины.

Эпидемия холеры

В 1922 году в Ростове-на Дону вспыхнула эпидемия холеры. Об этой болезни тогда мало что знали и при диагностики могли спутать с другими бактериями, очень похожими на возбудители холеры. Зинаида выделили из водопроводной воды вибрионы, похожие на холерные. Чтобы понять, могут ли они стать причиной холеры, Ермольева сделала себе прививку, выпив воду с множеством вибрионов. Через 18 часов она заболела и едва не умерла. Но она выяснила, что вибрионы в кишечнике могут стать настоящими вибрионами и привести к холере. После этого открытия воду решили хлорировать, что делают и сейчас.

Затем профессор Барыкин вызвал Зинаиду в столицу, чтобы руководить отделом биохимии микробов и иммунитета. С собой в Москву Ермольева привезла чемодан с коллекцией с 500 холерными микробами.

В 1939 году Зинаида боролась с холерой в Афганистане, где изобрела быстрый метод диагностики болезни. Там же создала эффективное лекарство для лечения холеры, которое также помогала в терапии брюшного тифа и дифтерии.

Предотвращение эпидемии

Через 3 года Зинаиду вызвали в Сталинград. Немецкие солдаты заболели холерой, необходимо было не допустить эпидемии и у нас. Микробиолог попросила, чтобы ей привезли из Москвы драгоценное лекарство, но поезд, в котором его везли, попал под бомбёжку. Это могло привести к эпидемии в Сталинграде. Но Ермольева не опускала руки. Она смогла изобрести нужный препарат.

В городском подвале Зинаида с нуля оборудовала лабораторию. Разведчикам удалось притащить несколько трупов немцев, умерших от холеры. Из их кишечных выделений микробиолог начала выпускать холерные бактериофаги. За сутки дозу бактериоза получали 50 тысяч людей.

В Сталинград привезли 300 тонн хлорамина и несколько тонн мыла для дезинфекции. Медработники и студенты-медики каждый день обследовали до 15 тысяч человек. Они ежедневно обходили квартиры, выявляя больных.
Под руководством Ермольевой эпидемия в Сталинграде была предотвращена. В эти дни ей позвонил сам Сталин и спросил, можно ли начать наступление? Микробиолог ответила, что она с холерой справилась, сейчас дело за армией. Зинаиду и её коллег в 1943 году наградили Орденом Ленина. Они получили Сталинскую премию, которую отдали на постройку военного истребителя «Ла-5».

Краткая биография личной жизни микробиолога Зинаиды Ермольевой

Ермольева вышла замуж за талантливого вирусолога Льва Зильбера. Они прожили несколько лет, потом Зильбер ушёл от Зинаиды. Она тяжело переживала расставание. Через много лет Зинаида снова вышла замуж за Алексея Захарова. В 1937 году их обоих арестовали. Ермольева послала вождю сообщение в защиту обоих, которое подписал Николай Бурденко. Но освободили только Зильбера, а Захарова расстреляли.

Изобретение пенициллина

В войну много бойцов умирало от сепсиса, для их спасение нужен был пенициллин. Его в 1928 году неожиданно открыл Александр Флеминг и написал об этом статью. Вероятно всего, Зинаида читала этот журнал. Вещество назвали пенициллином, в 1943 году его начали выпускать в Англии, а технологии производства держали в тайне от русских.

Зинаида решила создать пенициллин сама. Но она не знала, какой именно нужен грибок. Зинаида с помощниками приносила в лабораторию много видов плесени, но напрасно. Лишь плесень, взятая со стены бомбоубежища, дала положительный результат. Этот пенициллин назвали крустозином. Зинаида испытывала крустозин в госпиталях. Результаты её радовали, безнадёжные больные поправлялись.

В конце зимы 1944 года в Москву прибыли учёные из западных стран, которые привезли свой пенициллин и сравнили его с крустозином, который оказался лучше европейского.