Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Легенда о пропавшем селе в Нижегородской области

Если верить некоторым внушающим доверие рассказам, стояло когда-то на нашей земле большое и славное село Нечаево, и протекала в нём жизнь вольная,
большим трудом и немалыми заботами заполненная, но и радостью не обделённая, довольством, которое – лучшее богатство, отмеченная и раздорами да завистью не омрачённая. Народ в том селе жил крепкий и весёлый, ни в работе, ни в отдыхе удержу не знал, и жили все нечаевцы на белом свете в радости и подолгу – известно ведь: жить весело – и помирать не с чего

В одну сторону от села Нечаева простирались бескрайние поля, и хлеб на них родился хорошо – пшеничный колос вырастал размером с кукурузный початок, кукурузу убирать с топорами выходили – каждый стебель с хорошее дерево был. Два початка на телегу погрузят – и везут, лошадей меняют.

В другую же сторону лежали леса: была здесь и могучая дубовая роща, и светлая березовая роща, и высокий сосновый бор. Дубы в том лесу росли такие, что, подойди к нему другой лесоруб, не из нечаевцев, сел бы и заплакал возле этого дуба. А сосновый бор там стоял – точно с той целью выросший, чтобы землю и небо воедино связать: корни глубоко в землю ушли, а кроны в небесном просторе раскинулись. Спилят иной раз сосну, а она не падает – за тучу зацепилась, приходилось лазить, кто помоложе да посноровше, отцеплять.

Грибы, рассказывают, в тех лесах росли под стать деревьям. Втроем да с двуручной пилой нечаевцы по грибы в лес ходили — спилят подосиновик, двое ножку как бревно на плечах несут, а один шляпку колесом катит. Тяпками в корытах те грибы рубили да в бане сушить раскладывали. По многу мешков сушёных грибов каждая семья на зиму запасала.

Баня у нечаевцев была одна на всё село, но никто из жителей немыт не ходил, и
во всяком прочем деле бани той хватало на всех.

Строили её, как рассказывают, ровно три года, три недели и три дня – три года
саму баню ставили, в день больше чем по одному бревну на сруб не клали, не выходило, три недели потом щепу жгли, что при рубке бани накопилась, и три дня золу от этого костра по полям развозили. И такой урожай вырос на той банной золе — хранить негде было, всю осень новые амбары ставили, целую улицу амбаров построили.

Баня получилась хороша – и крепка, и просторна, самый низ из кряжей дубовых –
чтобы не гнила, стены из сосны: нижние бревна в два обхвата толщиной, верхние — в полтора, а потолок — из тёсаных осиновых плах. Мха на ту баню ушло — целое болото выдергали, большого труда также стоило кирпича на печку нажечь и камней на каменку насобирать, но за три года всё же управились.

Топили баню в Нечаеве берёзовыми дровами, жарко. Семь человек за эту работу брались, в четверг начинали, к субботе баня поспевала. Затем самый крепкий мужик надевал тулуп, шапку и валенки и шёл ведёрным ковшиком воду на каменку лить. Двери в бане распахивали, и всё село из домов на улицу с вениками париться выходило — сначала мужики, потом бабы с малыми ребятишками, а на последний несильный парок старики уж на улицу выбирались. Бывало, что и путалась очередь — больно уж нечаевцы париться любили.

Этой же баней зимой в морозы и улицу подтапливали, чтобы не так холодно было,
да и во многих других делах была баня нечаевцам незаменимым помощником.

С грибами, что в той бане насушивали, в Нечаеве пекли пироги, которые здесь
очень любили и противу всякой другой пищи ставили очень высоко.

Вот это были пироги! Если на ту пору случался ветер и разносил пироговый дух по
округе — вся ближняя и дальняя нечаевская родня, да и просто знакомые, да и незнакомые тоже, — все прибывали к нечаевцам в гости. Кто говорил: сон плохой видели, уж и не чаяли вас в живых застать, как вы здесь живы-здоровы? Другие — мол, по пути заехали, вас проведать, про дела узнать. А кто и ничего не говорил, просто так за стол садился. Но нечаевцы были рады всем, так как сами гостевать любили, и у себя дома принимать гостей почитали за большую радость.

Чаяли – не чаяли, ждали – не ждали, а раз гости в доме, да угощать есть
чем – гуляло Нечаево и день, и два, а случалось, и неделю, если неотложной
работы не подступало. Пять окрестных сёл под нечаевские гармошки приплясывали – так далеко было их слышно, да в двух ближних деревнях подтягивали, когда в Нечаеве песню запевали – больно уж хорошо пели.

Как было не любить такие пироги? Да и всем известно: кинь добро позади, оно
впереди окажется. И нечаевцам путь в гости был не заказан – не на пироги, так на
пельмени, а то – на яблоки, а то – и просто так, наудачу.

Вообще народ в Нечаеве жил сообразительный, в разных жизненных случаях
не терялся и в уныние не впадал. Ветру нет, а муку молоть надо – пирогов давно не ели, так сами на мельницу дуют – сначала одна улица, потом другая, да возьмутся меряться, кто сильнее дунет, так однажды мельницу и сломали, месяц без пирогов сидели, пока не наладили, еле живы остались, с тех пор баловать зря перестали. Хотя, конечно, и потом весёлого нрава своего не утратили.

Оно бы всем этим рассказам про село Нечаево и особенно в эту историю с нечаевской баней можно бы и не поверить – уж больно всё это неправдоподобно, но я сам лично видел однажды камешек с той каменки, что была в бане нечаевской, – здоровый такой валун у речки лежит, до сих пор ещё не остыл, и берёзовый дух от него исходит. Прикорнул я на том тёплом камушке, и привиделся мне сон, будто бы я по полю к нечаевской бане иду и огромный такой берёзовый веник за собой тащу. Из сил выбился, пока проснулся, упарился весь. Не под силу оказался нечаевский веник!

Есть и другие свидетельства в пользу былого существования этого большого и
славного села. Как-то, говорят, нашли в поле зерно от той кукурузы, что нечаевцы выращивали, — приняли сначала его за зуб мамонта, но потом распознали, что это – кукурузное зерно, предками выращенное, размололи его, лепёшек напекли и гостей на фестивале народного творчества угощали.

И грибными пирогами в наших краях до сих пор пахнет, и гости на них езживают – как когда-то к нечаевцам, и сосновые боры, хоть и поредели, до сих пор
землю и небо соединяют, и до сих пор верим мы, что предки наши силой и разумом были не обижены и жили весело, и нам не след от них отставать.

Михаил Грязнов сказки Дальнеконстаниновского района
Автор Михаил Грязнов

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...