В начале XXI века после экспедиции Г.Н. Белорыбкина широко заговорили об этносе, ранее не известных племенах — буртасах. Эти племена в V – XI вв. населяли обширный регион Поволжья от современной Сызрани до Волгограда.
В Х веке они пришли на земли Посурья. Предполагают, что изначально буртасы занимались кочевым скотоводством. Позднее перешли к частичной оседлости, то есть летом кочевали по степи, а с наступлением холодов уходили на зимовку в селища.
К Х–ХI вв. буртасы полностью перешли на оседлый образ жизни. Они по-прежнему занимались скотоводством, земледелием и бортничеством, а также активно торговали медом и пушниной.
Интересный факт: на территории Золотаревского городища были обнаружены кости верблюда. Пришло ли это животное с торговым караваном или буртасы разводили верблюдов сами – пока неизвестно.
В разные времена буртасы подчинялись Волжской Булгарии, Руси и Хазарскому Каганату. В 1237 году в Приволжской лесостепи разыгралось крупное для Средневековой Европы сражение. Буртасское поселение, название которого до сих пор не удалось установить, живым щитом встало на пути монгольских орд, надвигающихся на Русь. Сражение закончилось трагически для защитников крепости, и погибшее безымянное городище на многие века поросло быльем.
В XIX веке археологической экспедицией Ф. Ф. Чекалина забытое поселение было открыто для потомков. Однако его возраст и культурную принадлежность установили неправильно. Чекалин посчитал, что это оборонительная крепость XVII века, так как в это же время застраивалось засечное поселение Пенза для защиты границ Руси от степных кочевников.
Вторично интерес к безымянному поселению возник только во второй половине XХ века. Золотаревское городище (так его условно принято именовать по названию близлежащего поселка) исследовала экспедиции М. Р. Полесских в 1952–1978 гг. и Г.Н. Белорыбкина в 1998–2000 гг.
Согласно теории профессора Г.Н. Белорыбкина, историю Золотаревского городища принято исчислять с III–IV вв., о чем свидетельствуют фрагменты керамики городецкой культуры. Этот период изучен мало, и основные археологические находки относятся к более позднему времени. Начиная с VIII века, городище заселяется финно–угорскими племенами. Данный период характеризуется расширением географии торговых отношений, подтверждением этому служат найденные украшения, посуда, оружие и орудия труда разной культурной принадлежности.
Золотаревское поселение имело выгодное географическое положение на торговом пути «Из Булгар в Киев», которое, вероятно, когда-то разрослось из постоялого двора, как и большинство городов, стоящих на торговых путях. В Х веке городище заселяется буртасами.
До принятия Поволжьем мировых религий (христианства и ислама) коренное население исповедовало язычество. Предполагают, что буртасы могли быть тангрианцами или зороастрийцами.
Интересный факт: поблизости Золотаревского городища не обнаружено ни одного кладбища. Это и навело исследователей на мысль о зороастризме (поклонники Зороастра не хоронили покойников в землю, а сжигали на возвышенностях, удаленных от людских поселений).
Как и многие древние народы единой монархической власти буртасы не имели. Управление осуществлялось племенными старостами.
Относительно происхождения буртасов наука не имеет четкого представления. На сей день существует три теории появления этого этноса:
Алано–асская
Основана на предположении, что само название «бурт-асы» происходит от иранского «фурт–асы», то есть «живущие у большой реки», а также ритуал трупосожжения, который напоминает погребальные традиции сармато–алан.
Тюркская
Теория основана на предполагаемом родстве буртасов с волжскими булгарами.
Финно–угорская
Предполагают, что буртасская культура вышла из архаичной городецкой культуры и, соответственно, роднит буртасов с мордвой и мишарями.
Однако в памяти местных сторожил вплоть до середины прошлого века бытовала совсем другая история о жизни и гибели безымянного города. Старики называли это гиблое место «Кудияров враг», то есть овраг, где обитали разбойники. Возможно, укрепленное поселение действительно было пристанищем «джентльменов удачи», грабивших проходящие мимо караваны. А сожгли его монгольские воины с целью искоренения бандитского логова на завоеванной территории.