Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одежда старообрядцев мужчин и женщин

Одежда староверов должна быть скромной, простой, ни в коем случае не должна подчеркивать формы человеческого тела и не давать посторонним повода для сладострастных и соблазнительных взоров. Не допускались короткие рукава, декольте и другие особенности одежды, открывающие живот, грудь или спину. Открытыми могли оставаться лишь голова и кисти рук, хотя у замужних женщин староверок голова также всегда должна быть покрыта платком.

Еще в старинных «Кормчих книгах» (сборниках церковных и светских законов, являвшихся руководством по управлению церковью) содержится наставление к новопоставленному священнику, в котором говорится: «Одежю носи долгу до глезна, ни от пестрин, ни от утварей мирских». Это означало, что одежду священнослужителям и верующим людям вообще надлежало носить длинную, до щиколоток, без мирской пестроты и всевозможных украшений.

В основном старообрядки покупали и носили так называемые полушелковые сарпиничные платки (сарпинка) кубового цвета с шелковыми зелеными, красными и голубыми полосками в клетку. Кстати, платки староверки не завязывали спереди узлом, а закалывали их специально предназначенной для этого булавкой.

После революции гонения на староверов были ничуть ни меньше, чем на православных священнослужителей. Во время закрытия храмов и монастырей конфисковались иконы, колокола облачения, старинные книги. Многие священнослужители оказались в тюрьме.

В это время, начальником Горьковского УНКВД был И. Я. Лаврушин. именно он ввел на допросах систему пыток и избиений арестованных. Но когда арестовали самого Лаврушина, он сразу признал себя виновным в извращенных методах следствия и незаконных арестах невинных граждан.

В 1937—1938 годах из зарегистрировавшихся 99 служителей старообрядческого культа местным НКВД арестовано 60 человек. В антисоветской и контрреволюционной деятельности обвинены руководители старообрядческих общин. Все трое — Иван Кокунин, Михаил Юсин, Федор Кознов — приговорены к расстрелу.

На уникальной фотографии неизвестного мастера светописи нижегородская старообрядческая семья.

Строгое религиозное воспитание очевидно: лица, позы и костюм — все свидетельствует об этом. Старший мальчик благочестивого семейства носит однотонный костюм и дорогие, блестящие хромовые сапоги. Его сестренки также одеты в строгие, но в то же время модные платья городского фасона, расшитые бисером, обуты они в дорогие кожаные сапожки с керамическими пуговками.

Согласно надписи на оборотной стороне фотографии, мужчины этой семьи занимались валяльным промыслом.

В1911 году на международной выставке в Риме благодаря отличному качеству своей продукции они завоевали «гранпремию», чему свидетельство знак, хранившийся у потомков этой семьи до наших дней. Однако кто-то из них сдал эту уникальную награду и фотографии своих предков в один из антикварных магазинов.

Супруги старообрядцыЕще один портрет семейной четы выполнен Максимом Петровичем Дмитриевым. На нем запечатлены сидящие за круглым столиком пожилой старообрядец и его жена, одетая в светскую одежду. На оборотной стороне фото надпись: «Наша тетушка Александра 50 лет вышла замуж за Н. Ф. Кисельникова, за третьего мужа».

 А вот семейный портрет, сделанный фотографом Ф. А. Фоминым. На нем вы видите пожилая женщина–староверка и молодая женщина с дочерьми. Семья эта жила в Кантауровской волости Семеновского уезда (ныне — Борский район).

Еще один портрет, с сидящим на стуле пожилым дедом-старообрядцем, сделан фотографом Иваном Ивановичем Ивановым в его фотосалоне на улице Большая Покровка, 20. Если все предыдущие фотографии относятся к началу XX века, то последний семейный портрет — ко второй половине XIX века. Это видно и по качеству самого снимка, и по характерному для того времени костюму.

Материал подготовлен: Дмитрий Карабельников, нижегородский исследователь.
Фото из коллекции автора.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...